Замена бендикса на ваз 2109
Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Необходимые инструменты
— Отвертка шлицевая (крестовая)
— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм
— Съемник стопорных колец (необязательно)
Подготовительные работы
— Снимаем стартер с двигателя автомобиля
Порядок разборки стартера 29.3708
Снимаем тяговое (втягивающее) реле.
Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.
При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.
Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера.
Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.
Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.
Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса).
Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.
Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса.
Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).
Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.
Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера.
Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.
Извлекаем привод стартера (бендикс).
Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.
Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.
Разъединяем якорь и корпус стартера.
Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.
При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.
Снимаем щетки.
При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.
Примечания и дополнения
— Еще один стартер 5712.3708, устанавливаемый на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет несколько иную конструкцию, и его разборка отличается от разборки стартера 29.3708.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099: 1 комментарий
пролистал кучу сайтов, но именно по этому стартеру ваша информация оказалась самой полезной. Большое спасибо автору данного руководства
Добавить комментарий Отменить ответ
Искать информацию
Наш канал TWOKARBURATORS в Яндекс Дзен — вопросы и ответы по самостоятельному ремонту автомобиля.
Читайте и подписывайтесь на новые статьи.
Бендикс стартера ВАЗ 2109: неисправности и ремонт
Бендикс стартера ВАЗ 2109 играет важнейшую роль в запуске двигателя внутреннего сгорания и его выход из строя не проходит безболезненно для всего автомобиля в целом.
Что же делать в случае неисправности бендикса на автомобиле отечественного производства − ВАЗовской «девятке»? Ответ, казалось бы, простой − замена. Однако сначала нужно разобраться в терминологии.
Определение
Бендикс стартера ВАЗ-2109 состоит из обгонной муфты, шестерни и механического элемента, в задачу которого входит защита стартера от зубцов вращающегося маховика. Шестерня передает вращательный импульс на маховик, тогда как сама муфта вращает эту самую шестерню в одном направлении. Бендикс подавляет шумы при пуске силовой установки и продлевает ресурс (службу) стартера.
Выход детали из строя: причины
Бендикс относительно надежен и зачастую не доставляет особых хлопот автолюбителям, но поломку исключать не стоит. Износиться могут шестерня, а также ролики − эти детали испытывают серьезные нагрузки при запуске мотора и при трогании с места автомобиля.
Основные признаки того, что деталь неисправна:
- мотор не запускается − стартер не крутится, тогда как присутствуют щелчки;
- при запущенном силовом агрегате бендикс не разъединяется с маховиком, то есть стартер продолжает крутиться;
- из подкапотного пространства появляется дым с запахом гари;
- при попытке завести мотор слышно жужжание стартера. Двигатель удается запустить лишь после нескольких попыток.
Данные симптомы могут свидетельствовать о том, что необходима замена бендикса на новый.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к процедуре замены детали, необходимо подготовить нужные инструменты:
- ключи на 10, 13;
- отвертка с крестовой и плоской насадками;
- плоскогубцы;
- молоток.
Основной этап
Необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Открыть капот автомобиля.
- Снять с аккумуляторной батареи клемму «-». Это необходимо во избежание поражения током, так как работы будут связаны с силовыми проводами.
- Демонтировать вывод «+» с верхнего болта втягивающего реле стартера ключом размерностью на 13.
- Отсоединить рядом идущий тонкий провод − потянуть его влево, к крылу. В задачу данного проводка входит запитывание обмотки реле в момент поворота ключа зажигания на положение «Пуск».
- Открутить ключом размерностью на 13 гайки на стартере. Три гайки располагаются на передней части детали: снизу, посередине, сверху.
- Демонтировать стартер.
Чтобы заменить бендикс стартера (ремонт его невозможен), нужно разобрать сам стартер, а эта задача не из легких. Но нет ничего невозможного:
- Открутить с помощью отвертки два крепежных болта крышки и корпуса.
- Открутить болты фиксатора, который крепит втягивающее реле к стартеру.
- Открутить гайку, контактирующую с проводом питания.
- Демонтировать стопорное кольцо с ротора моторчика.
- Отвинтить две шпильки при помощи ключа на 10.
- С помощью отвертки открутить болты, соединяющие щетки с контактами.
- Разобрать стартер на три части.
Процесс замены бендикса ВАЗ 2109
Данный этап работ является заключительным и самым ответственным. Перед началом необходимо знать, как правильно заменить бендикс стартера. Фото разборки всего узла в целом (стартера) помогут разобраться в сложностях процедуры, так как наглядно демонстрируют тонкости процесса. Вам предстоит осуществить следующие действия:
- Осторожно сбить маленьким молотком шайбу с роторного вала.
- Разжать и снять отверткой с плоской насадкой обнажившееся кольцо.
- Снять бендикс.
Важно не растерять мелкие комплектующие и элементы детали. Можно попытаться диагностировать неисправный бендикс путем вращения шестерни в противоположные стороны. При свободном проворачивании либо частичном можно констатировать неисправность узла.
каждый владелец отечественного автомобиля должен знать, как устанавливается новый бендикс стартера ВАЗ-2109. В этом нет ничего сложного. Достаточно лишь нанести небольшое количество смазки на роторную ось, после чего установить кольцо. Далее следует сборка стартера в обратном порядке. После завершения установки втягивающего реле стартера можно проверить на работоспособность новую деталь, подключив клеммы к аккумулятору.
Самостоятельная замена бендикса ВАЗ-2109
Что нужно для работы
Сразу же обратим ваше внимание, что бендикс ремонту не подлежит. Соответственно, если он сломался, то вам однозначно придется потратить время и деньги, чтобы установить новый. К счастью, его стоимость не так высока, поэтому нет никакого смысла пытаться восстановить невосстановимое. Тем более что процедура установки нового устройства не так сложна. Главное, чтобы под рукой были необходимые детали и инструменты. Для работ вам понадобятся:
- плюсовая и минусовая отвертки;
- рожковые ключи на 13 и 10;
- молоток;
- плоскогубцы;
- запасная деталь.
Обратите внимание, что не всякий бендикс подойдет к конкретному стартеру. Поэтому нужно будет купить подходящую деталь.
Ход работы
Далее переходим к процедуре снятия стартера. На передней панели вы заметите три гайки, расположенные сверху вниз. Они также снимаются при помощи ключа на 13. Демонтаж завершен, стартер нужно вытащить и приготовиться к работе непосредственно с ним. Вам понадобится разобрать данный элемент, извлечь из него нерабочий бендикс и установить новый. Но обо всем по порядку.
После того как вы сняли стартер, проведите его осмотр. Оцените текущее состояние втулки, обмоток ротора, щеток и ламелей. Если вы заметили на них какие-либо повреждения, у вас будет возможность сразу же их заменить. Теперь переходим непосредственно к разборке устройства. Выполняется она следующим образом:
- Крышка фиксируется на корпусе с помощью двух болтов. Убираем их.
- Следующими на очередь на демонтаж будут болты крепления втягивающего к стартеру и гайка, обеспечивающая контакт с кабелем питания.
- Теперь вы можете увидеть стопорное кольцо на роторе. Демонтируем.
- Вооружаемся ключом на 10 и снимаем шпильки.
- Щетки соединяются с контактами при помощи маленьких болтов. Отвертка приходит к нам на помощь.
Наконец, переходим к самому главному – демонтажу бендикса. Для начала вам потребуется осторожно сбить шайбу, расположенную на валу ротора. В этом вам поможет маленький молоток. Под ним находится кольцо, для снятия которого понадобится отвертка. И вот, наконец, старый бендикс можно снять.
Но что если причина кроется не в поломке данного элемента? На самом деле, это очень легко проверить. Попробуйте прокрутить шестерню. Если она схватывать через 1/4 оборота, значит, бендикс исправен. Если шестеренка свободно крутится в обе стороны – бендикс можно смело выбросить. Монтаж осуществляется в обратном порядке.
Замена бендикса на стартере ВАЗ или ремонт своими руками
Замена бендикса на стартере – несложная процедура. Однако и она требует наличия определенных знаний и умений. Процесс замены занимает около 1 часа и не отличается на ВАЗ- 2110, 2109, ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского автозавода.
Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена
Бендикс – муфта, использующаяся для зацепления пускового электромотора и маховика при запуске двигателя. Внешне элемент представляет собой косую шестерню и располагается на валу стартера. В момент его срабатывания она с помощью соленоида выдвигается вперед и соединяется с маховиком.
Когда подача электроэнергии прекращается, шестерня возвращается на место, рассоединяясь с маховиком. Амплитуда движения муфты составляет около 10 см. От чрезмерного смещения бендикс защищен стопорными кольцами.
Признаки неисправности муфты хорошо заметны, поэтому вопрос о том, как проверить бендикс стартера, обычно не встает. К «симптомам» неисправности относят:
- скрежет в районе маховика при попытке запустить мотор;
- вращение стартера вхолостую, без передачи крутящего момента на маховик;
- характерный стук в момент срабатывания втягивающего реле, после чего вращения вала не происходит.
» alt=»»>
Неисправную шестерню обычно не ремонтируют, а меняют. Ремонт элемента возможен, однако подобные действия не обоснованы с точки зрения финансовых и временных затрат. Поэтому при поломке муфта подлежит замене. Если вы все же хотите отремонтировать ее, подробное видео будет в конце статьи.
На заметку: если деталь выдвигается, однако не входит в зацепление с маховиком, действуют следующим образом: автомобиль ставят на 2 передачу и вручную сдвигают его на пару сантиметров. Положение маховика и косой шестерни меняется, после чего запуск двигателя становится возможным. Перед попыткой запуска машину снимают с передачи.
Подобный метод не является способом ремонта, однако позволяет завести мотор и добраться до дома или автомастерской.
Замена бендикса
Замена бендикса ВАЗ-2110 и других переднеприводных моделей начинается с демонтажа стартера.
Для этого следует:
- снять клемму « — » с аккумулятора;
- ключом на 13 открутить и снять клемму питания с электромотора;
- открутить болты крепления стартера ключом на 13 (2 сверху и 1 снизу);
- извлечь стартер.
После этого можно повторить попытку. Еще одним способом открутить закисший болт является его нагревание с помощью газовой горелки.
На снятом электромоторе с вала демонтируется стопорное кольцо. Для этого необходимо сбить его с посадочного места специальной оправкой (при ее отсутствии подойдет высокая головка на 15) и снять с помощью плоскогубцев. После этого деталь легко снимается вручную.
» alt=»»>
Вышеописанная процедура отвечает на вопрос о том, как снять бендикс со стартера. В целом, на этом основную часть ремонта можно считать законченной, так как заменить бендикс на стартере после того, как старый элемент был демонтирован – дело одной минуты.
Новую запчасть надевают на вал, после чего электромотор собирают в обратной последовательности. Надевают стопорные кольца, устанавливают на автомобиль, фиксируют болтами сам стартер и клемму питания, возвращают снятую клемму на аккумуляторную батарею.
На заметку: новый элемент перед установкой обязательно проверяется на исправность, так как качество запасных частей на автомобили ВАЗ оставляет желать лучшего. Чтобы проверить работоспособность нового элемента, его следует надеть на вал и попытаться провернуть в обоих направлениях. Исправная муфта вращается только против часовой стрелки.
Оценка результатов работы
После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.
В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.
Как самостоятельно провести замену бендикса
В стартере немаловажное значение отдается бендиксу, в случае поломки которого не будет возможности завести двигатель. И, если при запуске слышится характерный металлический звук, это говорит о незамедлительной замене этой детали.
Квалифицированными мастерами не рекомендуется даже пытаться проводить ремонт бендикса, по их словам гораздо целесообразней поменять старую износившуюся деталь новый бендикс. Такая своевременная замена бендикса, а не его ремонт, позволит предотвратить разбалансировку внутренних частей с перспективой повышенного износа двигателя стартера.
Предназначение
Бендикс иначе называют обгонной муфтой, который относится к рабочему органу, находящемуся в стартере автомобиля. Крутящий момент передается шестерней от двигателя стартера к маховику ДВС. Но шестерня не может находиться в длительном сцеплении с маховиком, так как работа стартера должна занимать незначительное время, после чего он должен остывать. И для того чтобы подстраховать двигатель стартера от воздействия ДВС, предназначен бендикс.
Диагностика
Даже с богатым опытом мастеру трудно с ходу разобраться с неполадками в стартере.
Ведь причиной для замены бендикса могут стать не только стершиеся зубья шестеренки бендикса, это могут стать и стершиеся втулки, на которые насажен вал стартера, а может быть и часто встречающаяся причина — испорченность втягивающего реле. Так что для того чтобы выявить причину этой испорченной детали, необходим опыт. Некоторые мастера проводят диагностику на специальных стендах в нескольких нагрузках:
А кому-то достаточно провести рукой, чтобы понять необходимость замены бендикса.
Самостоятельная замена
Самостоятельная замена бендикса не столь проста, как кажется на первый взгляд. Чтобы его поменять даже на самом простом отечественном автомобиле потребуется снять стартер, а эта работа может сопровождаться рядом сложных моментов. И все-таки можно попробовать провести замену самостоятельно. И так, что необходимо сделать:
- Снять стартер. Для этого открыв капот необходимо отсоединить отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Автомобиль надо загнать на смотровую яму. С помощью гаечного ключа надо открутить крепление положительного провода аккумулятора к втягивающему реле. После чего снимаются две клеммы, обращая внимание на состояние изоляции на проводах. С помощью шестигранника открутить кронштейн. Затем, с помощью накидного ключа откручивается нижний болт, который держит стартер. Этот процесс довольно хлопотный. После этого выворачивается верхний болт крепления и откручивается кронштейн, с помощью которого происходит крепление стартера к блоку. После этих работ стартер аккуратно вынимается.
- Открутив шпильки вдоль всего стартера и те, которые крепят крышку, стартер разделить две части. Вынув щеточный узел и ротор, рекомендуется прочистить все части стартера.
- Затем необходимо снять стопорное кольцо с вала ротора и извлечь изношенный бендикс меняя его на новый. Сразу же проверить состояние втулок и вилки. Чтобы снять вилку необходимо провести аккуратную выемку резиновой заглушки и извлечь необходимый элемент.
- Выпрессовка втулки осуществляется с помощью головки подходящего размера. В случае износа этих деталей их стоит сразу же заменить новыми. Втулки обратно загоняются с помощью молотка. При этом стоит помнить, что удары должны быть несильными и проводиться через специальную деревянную подкладку.
- Сбор стартера производится в обратном порядке, после чего проверяют его работоспособность.
Актуально ли делать ремонт
С теоретической точки зрения, чтобы поменять бендикс нет никаких проблем, но с практической стороны дела — это несколько обременительно и затруднительно, но вполне выполнимо.
Но что можно сказать о ремонте бендикса? В принципе, даже, по мнениям профессионалов разговоров о ремонте этой детали не должно даже возникать.
Это объясняется тем, что современные машины имеют практически одинаковую износостойкость деталей, находящихся в едином узле. А значит, можно быть уверенным в том, что если износилась одна шестеренка, то вслед за ней, практически сразу, испортится следующая и так далее. Поэтому, гораздо практичней полностью поменять бендикс, к тому же стоимость самой детали невысока.
Какова последовательность действий
Итак, чтобы поменять бендикс следует провести:
- Снятие стартера;
- Разбор стартера;
- Замена старого бендикса на новую деталь;
- Собрать стартер в обратной последовательности.
Приступая к выполнению работ по замене бендикса желательно полностью снять аккумулятор, так как даже короткое замыкание может привести к серьезным последствиям. В случае появления каких-либо вопросов или сомнений стоит обратиться за советом к профессионалу.