Как снять стартер ваз 2106
Стартер ВАЗ 2106 – конструкция важного механизма «шестерки»
Стартер ВАЗ 2106 является очень важным механизмом, так как без него водитель не сможет завести свой автомобиль. Поэтому водителям обязательно нужно следить за работоспособностью данного устройства.
Какую конструкцию имеет редукторный стартер шестерки?
На ВАЗ 2106, выпускавшийся после 1980-х годов, смонтирован стартер с торцевым коллектором модели 35.3708. На более ранних авто Волжского завода устанавливался другой редукторный механизм – СТ-221, который был снабжен коллектором цилиндрической формы. Их устройство примерно одинаковое, поэтому они полностью взаимозаменяемы.
Отличие этих стартеров следующее: 35.3708 располагает тремя сериесными и одной шунтовой катушкой, а старая модель имеет по две катушки указанных типов.
Рассмотрим более подробно устройство интересующих нас механизмов на примере модели 35.3708. Редукторный стартер «шестерки» состоит из следующих основных частей:
- обмотка возбуждения (то есть статор) и корпус;
- электропривод с якорем;
- три специальные крышки;
- электромагнитное тяговое реле с двумя обмотками (одна из них является втягивающей, другая – удерживающей).
При помощи болтов корпус стартера крепится в один блок с тремя крышками. Якорь интересующего нас механизма располагает сердечником, коллектором и валом. Последний из указанных элементов совершает вращение в металлокерамических втулках (их конструктивно предусмотрено две). Данные втулки запрессовываются в крышки и обязательно пропитываются смазочным составом. Привод стартера располагается на торце вала. Он включает в себя шестерню и муфту роликовой конструкции, которая необходима для передачи к маховику крутящего момента.
На передней крышке находится реле, состоящее из ярма, нескольких фланцев и сердечника. Когда редукторный механизм включается, одновременно происходят два процесса: якорь втягивается, а привод с шестерней входят в зацепление с маховиком; специальная пластина-контакт замыкает болты. Итогом этих процессов является запуск питания обмоток рассматриваемого нами устройства. Как видим, схема включения и работы стартера «шестерки» достаточно проста.
Основные неисправности стартера и их причины
О том, что описываемый механизм ВАЗ 2106 требует ремонта, обычно сигнализируют следующие его неисправности:
- Реле при запуске устройства срабатывает, но при этом не отмечается срабатывание якоря либо наблюдается его ненормально медленное вращение. Причиной подобной неисправности может быть подгорание коллектора, обрыв в обмотках, ослабление крепежа, который поддерживает реле, малый заряд автомобильного аккумулятора, замыкание между элементами коллектора, износ или зависание щеток.
- Реле и якорь не срабатывают при включенном стартере. Вероятнее всего, понадобится снятие устройства, так как указанная поломка возникает из-за заедания якоря, замыкания в его обмотках, слабой затяжки наконечников, замыкания «на массу» либо обрыва провода. В любом из этих случаев потребуется снять реле, разобрать его и выполнить требуемый ремонт.
Также снятие и разборка стартера необходимы в тех случаях, когда коленчатый вал не прокручивается при вращающемся якоре (требуется замена буферной пружины, рычажной оси запуска муфты или иного ее элемента), водитель слышит сильный шум при работе механизма (замена зубьев шестерен или втулок), после пуска мотора стартер не отключается. Последняя ситуация обуславливается перекосом стартера, поломкой возвратной пружины, заеданием приводной рукоятки либо реле.
Стартер ВАЗ 2106 – каким образом выполняется его снятие и замена?
Схема демонтажа старого устройства и подключения нового не требует от автолюбителя приложения особых сил. Снять редукторный стартер сможет любой, кто «вооружится» нужным инструментом (отвертки, оправка, несколько ключей – на 10, 8 и 13, молоток, плоскогубцы), внимательно посмотрит видео этого процесса (многим автолюбителям достаточно изучить фото операции, чтобы разборка механизма прошла «без сучка и задоринки»).
Схема такой разборки и подключения рабочего устройства элементарная. Сначала снимается воздушный фильтр (точнее его корпус). Для этого нужно использовать ключ на 13. С его помощью отсоединяем все три болта, коими фильтр крепится к корпусу коробки передач. После этого от стартера откидывают провода и демонтируют его. Теперь можно приступать к разборке механизма в далее указанной последовательности:
- снимаем реле (снова применяем ключ на 13 для того, чтобы удалить с него шайбы и провода);
- демонтируем кожух стартера (откручиваем крепежные винты);
- двумя отвертками аккуратно «протискиваемся» под стопорное кольцо, снабженное шайбой, и удаляем его;
- отсоединяем болты, которые скрепляют в одно целое корпус и крышку, при помощи ключа на 10, после чего откручиваем винты обмоток и соединительного кабеля.
Остается лишь выбить задний подшипник (используется оправка), снять шплинт (плоскогубцы), заглушку из резины и бендикс. Ставьте новый механизм – замена стартера прошла успешно!
Стартер ВАЗ 2106 – конструкция важного механизма «шестерки»
стартер автомобиля ВАЗ 2106 — устройство, особенности конструкции
На автомобили ваз 2106 в настоящее время в основном устанавливают стартер 35.3708 (рис. 9.7) с торцовым коллектором. На части выпускаемых автомобилей ваз 2106 могут быть установлены стартеры производства Германии или Белоруссии. Эти стартеры взаимозаменяемы со стартером 35.3708 по своим характеристикам и установочным размерам. Техническая характеристика стартера ваз 2106 Тип стартера… СТ-221 или 35.3708 Номинальная мощность, кВт………………1,3 Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А…………………………260 (290*) Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А… 500 (550*) Потребляемая сила тока на холостом ходу (без реле)*, А, не более…………….35 (60*) ______________________ *Для стартера 35.3708.
В 70-80-х г. применялся стартер СТ-221 с цилиндрическим коллектором. Такой стартер отличался от стартера 35.3708 устройством задней части и обмоткой статора, которая состояла из двух шунтовых и двух сериесных катушек (у стартера 35.3708 в обмотке статора одна шунтовая и три сериесные катушки). По своим характеристикам и установочным размерам стартер 35.3708 полностью взаимозаменяем со стартером СТ-221. На сайте рассмотрен ремонт стартера 35.3708 как более распространенного в настоящее время. Стартер 35.3708 состоит из корпуса 17 с обмотками возбуждения (статора), якоря 19 с приводом, двух крышек 6 и 15 и тягового электромагнитного реле. Крышки и корпус стянуты в единое целое двумя болтами (у стартера СТ-221 — двумя шпильками), ввернутыми в крышку 6. У статора имеется четыре полюса 18 с катушками обмотки. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Якорь состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом и запрессованных в крышки. На переднем конце вала установлен привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1. Назначение муфты — передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска, работая в режиме обгона, не допускать передачи крутящего момента от маховика на якорь. Электромагнитное реле стартера прикреплено болтами к передней крышке 6. Магнитную систему реле образуют фланцы реле, ярмо (окружающее обмотку) и сердечник. Внутри магнитной системы находится обмотка 8 реле. При включении стартера якорь 7 реле втягивается и передвигает рычагом 5 привод с шестерней 1, вводя ее в зацепление с венцом маховика. Одновременно пластиной 9 замыкаются контактные болты 11 реле, и включается питание обмоток стартера. Схема соединений стартера дана на рис. 9.8. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания подается на обмотки тягового реле стартера (втягивающую Р1 и удерживающую Р2). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Полезные советы Чтобы избежать многих неисправностей стартера, при его эксплуатации на автомобиле ваз 2106 соблюдайте ряд простых правил. При пуске двигателя включайте стартер не более чем на 10-15 с и повторно через 20-30 с. Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву обмоток якоря и статора. Если после трех попыток двигатель на автомобиле ваз 2106 не заводится, то следует проверить и устранить неисправности в системах питания двигателя или зажигания. После пуска двигателя немедленно выключайте стартер, так как длительное вращение шестерни привода маховиком (особенно при закрытой воздушной заслонке или нажатой педали акселератора) может привести к заклиниванию обгонной муфты стартера. Не допускается передвигать автомобиль ваз 2106 при помощи стартера. Это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.
Рис. 9.7. Стартер 35.3708 ВАЗ 2106: 1 — шестерня привода; 2 — обгонная муфта; 3 — поводковое кольцо; 4 — резиновая заглушка; 5 — рычаг привода; 6 — крышка со стороны привода; 7 — якорь реле; 8 § обмотка реле; 9 — контактная пластина; 10 — крышка реле; 11 — контактные болты; 12- коллектор; 13 — щеткодержатель; 14 — втулка вала якоря; 15 — крышка со стороны коллектора; 16 — кожух; 17 — корпус; 18 — полюс статора; 19 — якорь; 20 — промежуточное кольцо; 21 — ограничительное кольцо
Рис. 9.8. Схема соединений стартера ВАЗ 2106: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — втягивающая обмотка тягового реле; 3 — выключатель зажигания; 4 — удерживающая обмотка тягового реле; 5 — стартер; 6 — генератор
Стартер на ВАЗ 2106
Автомобильный стартер предназначен для беспроблемного запуска двигателя, однако в связи с конструкционной сложностью и интенсивностью использования данная деталь не редко выходит из строя. К счастью, на отечественной технике процедура диагностики неисправности и замена стартера не предоставляет особых трудностей даже для неопытных механиков.
Типовые проблемы со стартером на ВАЗ 2106
Конструкционная сложность электродвигателя автомобиля часто становится его причиной выхода из строя и неопытные водители, прежде чем проверить элементарные узлы разбирают по пол авто в попытках найти поломку. На деле все оказывается гораздо проще – распространенными причинами выхода из строя стартера на отечественной классике являются:
- Стартер щелкает, но двигатель не заводится – в первую очередь рекомендуется проверить клеммы батареи и электродвигателя на предмет окисления металла, после чего осмотреть магистральную проводку на предмет обрыва или оплавления. Иной проблемой в данном случае также может являться пробуксовка муфты – необходимо проверить состояние шестерни муфты через специальное диагностическое окошко;
- При зажигании двигателя наблюдается скрежет – наиболее распространенной причиной в данном случае является неполная зарядка АКБ (менее 12.6 В) или выработка ресурса щеток якоря, втулок стартера или неисправность соленоида вытягивающего реле;
- Стартер не крутит, реле не шумит – скорее всего неисправность заключается в выходе из строя штока или катушки электромеханического реле. Также причиной поломки может являться слабый контакт на магистральной проводке или недостаточный уровень электролита внутри аккумуляторной батареи;
- Реле работает, однако стартер не подает признаков жизни – причиной неисправности может являться недостаточное напряжение для запуска электродвигателя. Ситуация исправляется подзарядкой АКБ и устранением следов окисления на контактных клеммах;
- Электродвигатель вращает коленвал с недостаточной скоростью – в данной случае проблема стартера не касается. Требуется проверить вязкость масла в двигателе, а также раннее зажигание в связи с чем электродвигатель не может преодолеть большое сопротивление.
Обратите внимание! Прежде чем демонтировать и разбирать для диагностики стартер электродвигателя необходимо проверить уровень заряда аккумуляторной батареи и пропускную способность проводки автомобиля. Зачастую нежелание стартера заводить двигатель является признаком окисления клемм или слабого заряда аккумулятора и не требуется вмешательства в конструкцию силового агрегата.
Какой стартер купить для «шестерки»: подбор комплектующих
В стоковой комплектации ВАЗ 2106 установлен электродвигатель редукторного типа, минимальная мощность которого составляет 1.4 кВт/ч. Конструкция «шестерки» предполагает установку моделей большей мощности вплоть до 1.6 кВт/ч для облегчения запуска мотора в холодное время, однако в данном случае необходимо будет заменить силовую проводку.
Производитель | Артикул | Тип детали | Мощность устройства, кВт/ч | Примерная стоимость, руб. |
---|---|---|---|---|
ЗиТ | 425.3708000 | Редукторный | 01.04.2019 | 3600 |
ЗиТ | 425.3708023 | Редукторный | 01.05.2019 | 3990 |
БАТЭ | 2101-3708000 | Редукторный | 01.04.2019 | 3700 |
БАТЭ | 2101-3708023 | Редукторный | 01.06.2019 | 4500 |
ПРАМО-ЭЛЕКТРО | 21214.3708010-81 | Редукторный | 01.04.2019 | 4100 |
ПРАМО-ЭЛЕКТРО | 21214.3708010-34 | Редукторный | 01.05.2019 | 4700 |
БУЛСТАРТ | 2101-3701010 | Редукторный | 01.05.2019 | 4600 |
БУЛСТАРТ | 2101-3701023 | Редукторный | 01.06.2019 | 4900 |
Обратите внимание! Перед установкой стартера рекомендуется проверить деталь на совместимость – идеальным вариантом будет проверка артикула детали, обозначенного на товарной упаковке с ВИН-кодом транспортного средства. Помните, установка электродвигателя повышенной мощности может негативно сказаться на эксплуатационном ресурсе силового агрегата или стать причиной короткого замыкания и выхода электросистем автомобиля.
Замена и ремонт стартера своими руками: что нужно знать?
Стартер на ВАЗ 2106 находится под капотом автомобиля под двигателем со стороны водителя – узнать более точное расположение можно во время запуска двигателя на холодную, просто слушайте в каком районе капота происходит щелчок перед зажиганием силового агрегата.
Для демонтажа и последующего ремонта стартера потребуется стандартный комплект инструментов:
- Набор накидных головок;
- Длинная отвертка (крестовая или шлицевая);
- Плоскогубцы для отсоединения клемм;
- Ветошь для протирки деталей и жидкость для удаления следов коррозии;
- Возможно новые клеммы и силовая проводка.
Вся процедура демонтажа электродвигателя на ВАЗ 2106 занимает не больше 1 часа времени и осуществляется по следующей инструкции:
- Для начала обесточиваем электросистему авто, откинув все клеммы от аккумуляторной батареи;
- Затем демонтируем пластиковую защиту двигателя при ее наличии;
- Далее отсоединяем накладку глушителя и открепляем кожух воздушного фильтра;
- После обеспечения свободного доступа ко стартеру, откручиваем фиксирующие к мотору винты и отсоединяем проводку от стартера;
- Теперь стартер можно вытащить для ремонта или замены. Дальнейшая установка происходит аналогичной данной инструкции, однако в обратной последовательности.
Во время работы с электродвигателем постарайтесь не подвергать деталь механическому давлению или падениям – в противном случае устройство может полностью выйти из строя и стать неремпригодным, что потребует приобретения нового комплекта.
Как правило, для ремонта стартера достаточно разобрать корпус и прозвонить проводку, а также ротор, статор и реле электродвигателя. В случае выявления неисправности поврежденную деталь меняют полностью в сборе – помните, самопальный ремонт электродвигателя без наличия для этого соответствующего оборудования и навыков может стать причиной короткого замыкания или выхода из строя силового агрегата.
Ремонт стартера ВАЗ 2106
Устройство стартера предполагает наличие многих деталей и при выходе из строя одного элемента стартера появляются сложности с запуском двигателя авто. Ремонт стартера ВАЗ 2106 своими силами помогает устранить проблему. В большинстве случаев полная замена стартера не требуется — достаточно лишь отремонтировать или заменить вышедшую из строя деталь.
Редукторный стартер СтартВольт LSt 0101 на ВАЗ 2106.
Шестёрка оснащена стартером с коллектором торцового типа модели 35. 3708 . Иногда на автомобили ставят аналогичные по техническим свойствам немецкие стартеры Bosch или КЗАТЭ . Стартеры Бош отличаются более высокой стоимостью и сроком службы.
Когда при повороте ключа зажигания стартер не крутит нужно исключить вариант с разряженным аккумулятором.
Зачастую причина неисправности в низком заряде АКБ и ремонт стартера не требуется.
Признаки неисправности
Если проверка электроники Vaz 2106 не выявила проблем — необходимо искать поломку в стартере. По проявлению неполадки можно понять какая деталь вышла из строя.
- Стартер крутится, но не запускает двигатель. В большинстве случаев требуется замена щёток стартера.
- Щелчок во время поворота ключа. Ремонт втягивающего реле стартера должен устранить неполадку.
- Частые щелчки при попытке запуска двигателя. Вероятная причина неисправности в бендиксе стартера.
- Работа стартера продолжается после запуска двигателя. Возможно проблемы с тяговым реле — слиплись контакты или произошло заедание механизма. Нужно исключить перекос стартера и заедание рычага привода. Проверить возвратную пружину — она находится на выключателе зажигания.
- Сильный шум в момент работы стартера. Проверить крепление стартера. Если крепление в норме — требуется замена втулок.
Эти признаки чаще всего возникают на Lada 2106.
Диагностика
Включить стартер и снять показания приборов: при исправном тяговом реле амперметр должен показывать не более 23А, вольтметр — не более 9В. Превышение показателей указывает на наличие замыкания в проводке.
Диагностировать износ деталей стартера в домашних условиях можно только после снятия и разборки стартера. Детали проверяются на наличие следов износа и соответствия стандартам.
Как снять
Удобней проводить снятие стартера на смотровой яме или эстакаде. Перед операцией необходимо снять клемму «-» с аккумулятора.
- Ослабить хомут и снять шланг с воздушного фильтра.
- Открутить нижние и верхние болты крепления корпуса воздухозаборника.
- Демонтировать корпус воздушного фильтра.
- Открутить 1 нижний и 2 верхних болта крепления стартера к коробке передач. Понадобится ключ на 13.
- Отсоединить все провода от стартера.
- Достать стартер.
Процедуру лучше выполнять в рабочих перчатках.
Как разобрать
Перед разборкой необходимо подготовить коробки для складирования мелких деталей стартера.
Фотография разбора корпуса стартера.
- Открутить гайку с нижнего болта.
- Убрать провода и 2 шайбы.
- Открутить 3 нижних болта крепления втягивающего реле. Реле должно вытянуться.
- Снять втягивающее реле. В момент снятия реле нужно придерживать якорь.
- Достать пружину из якоря.
- Потянуть за якорь вверх и отвести в сторону. Якорь снят.
- Открутить 2 болта с верхней защиты стартера и снять её.
- Поддеть плоской отвёрткой стопорное кольцо вала ротора и снять его.
- Открутить два стяжных болта крышки с корпусом и снять вместе со статором. Для отвинчивания стяжных болтов понадобится ключ 10-го размера .
- Отвернуть отвёрткой болты, соединяющие провода и обмотки стартера.
- Вынуть корпус со статором с крышки стартера.
- Снять щётки стартера вместе с пружинами при помощи отвёртки.
- Задний подшипник выпрессовывается из крышки стартера при помощи оправки. Диаметр оправки должен соответствовать разъёму из которого выпрессовывается подшипник.
- Демонтировать шплинт из передней крышки. Потребуется отвёртка и пассатижи.
- Снять ось рычага привода стартера.
- Снять якорь с вилкой. Они находятся под резиновой заглушкой.
- Выпрессовать передний подшипник.
- Отодвинуть шайбу и снять стопорное кольцо. Таким образом достаётся бендинкс.
Важно не потерять детали. Иначе после ремонта будет невозможно собрать конструкцию.
Поиск неисправностей
На этом этапе проверяется состояние деталей стартера Жигули 2106.
Щётки стартера
Главным показателем состояния щёток является их высота. Для измерения используется стандартный штангенциркуль. Высота исправных щёток должна быть не меньше 12 мм.
Обмотки стартера
Обмотки стартера проверяются на наличие подгорания и нарушения изоляции.
Якорь стартера
В первую очередь проверяется посадка конца вала и нижней части стартера. Допускается минимальный люфт. Пригоревшая поверхность якоря стартера очищается наждачкой.
Подшипники
Проверяется посадка подшипника: одной рукой блокируется движение внутренней обоймы, второй рукой расшатывается наружная обойма.
Бендикс
На зубьях шестерни должны отсутствовать признаки износа. Проверяется движение шестерни — она должна проворачиваться только в одну сторону.
Как собрать
Процесс сбора стартера аналогичен разбору только в обратной последовательности. Перед началом сборки конструкции необходимо смазать детали стартера (подшипники, бендикс). После установки стартера необходимо вернуть минусовую клемму на аккумулятор и завести автомобиль.
Если неполадки не исчезли — разобрать и проверить стартер ещё раз.